Войти

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Блоги, размышления, поиск, развитие, самосовершенствование.

Заметки преподавателя и человека
Интересные наблюдения, философские размышления , практические исследования,связанные с практиками саморазвития.

  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

Тайцзицуань. Медитация на воду. Принцип текучести и непрерывности в движениях.

Вспомните реку, как она течет. Текучесть – то чему нам следует учиться, медитируя на воду.

Как медитировать на воду?
Сядьте, расслабьте тело. Расслабьте мышцы глаз. Сделайте свой взгляд расслабленным. Успокойте ум, подумав о чем-то хорошем и спокойном (например, о предстоящей медитации).
Начните наблюдать за движущейся водой. Обращайте свое внимание на то, что вода нигде не останавливается. Ни на секунду. Ни на долю секунды. Она двигается везде и сразу. Всё сразу предается движению.

Для ума это очевидные вещи. Но там, где начинается очевидность, заканчивается присутствие живого внимания. Нам нужно присутствие.
Присутствуйте своим вниманием, собой в том моменте, в котором находитесь; в том предмете, который созерцаете. Нам нужно выйти за рамки очевидности (очи видят). Очевидность всегда поверхностна. Нужно идти в глубину, чтоб увидеть суть явления.
Нужно уметь быть в живом исследовании.

Поэтому, попробуйте опровергнуть мысль, что вода течет везде и сразу. Начните наблюдать за водой, так, чтоб увидеть момент и участков воды, который остановился. Делайте это искренне. Выбросьте в мусорное ведро весь ваш багаж знаний о мире. Станьте ребенком, который не знает о мире очень многого и, поэтому он ОТКРЫТ новым пониманиям. Он ОТКРЫТ миру! Поэтому он смотрит на мир широко ОТКРЫТЫМИ глазами, он продолжает познавать мир. Он продолжает ВИДЕТЬ мир по-настоящему.
Может быть, про это состояние написано в одном бестселлере: «Пока не станете детьми – не войдете в царствие небесное!»?

Продолжайте наблюдать, пока ваша Душа не проснется, пока не появится искреннего удивления и восхищения водой.
И когда это произойдет – тогда можно сказать, что вы постигли новую глубину принципа непрерывности.

Постигли по-настоящему, не умом, но Душой-Духом. Истинное постижение возможно только так. Ум способен к пониманию. Постигнуть что-либо можно только Духом. Это происходит через живой опыт прикосновения Души с тем или иным кусочком мира.

Когда произойдет такой акт постижения, тогда нужно полученное ощущение (а постижение – это получение знания в виде ощущения) переложить на свое тело, на движения своего тела.
Что значит – быть текучим и непрерывным как вода?
Это значит, что одно движение очень органично, подобно воде, перетекает в другое, другое – в третье и так далее.

И конечно же, когда вы делаете действительно так, вы чувствуете удовольствие в теле, удовольствие от непрерывности, текучести, жизни.
Любое напряжение будет мешать текучести, так же как мешает текучести бревно в реке. Освобождение своего тела от напряжения – это убирание бревен в нашей реке непрерывных движений.

Текучесть в жизни.
Законы движения одни и те же где бы движение не происходило. Движения тела в практике тайцзи или движения Души-Духа в пространстве жизни – происходят по одним законам.
По жизни мы должны двигаться так же как, как вода. Если мы проявляем текучесть и непрерывность, мы более живые, наполненные и конструктивные. Всё одно.
Если мы застопорились на одном деле и оно не требует мгновенного решения, то будучи текучими, мы можем переключиться на другое дело, а не застревать на первом. Таким образом, мы не даем своей энергии останавливаться.
Текучее и пластичное сознание будет всегда легко искать новые варианты решения задачи, не упираясь в один способ.
Нет напряжения, есть подвижность и направленность движения – есть текучесть, непрерывность движения вас по жизни.

О пользе уединения, способности наблюдать и проницательности в Тай Цзи и в жизни.

Причина напряжения тела – в напряжении психики. Причина – всегда внутри того, что мы видим.
Понаблюдайте на поверхностью реки – вы будете видеть там постоянно меняющийся узор. Этот узор есть перетекания воды в глубине. То, что проявляется на поверхности, имеет причины в глубине.
Эта до банальности простая мысль в свое время удивила меня своей простотой и глубиной одновременно.
Мне было 29, я сидел на берегу неизвестной реки, куда пришел по наитию один с палаткой, высадившись на выбранной по карте, но ранее незнакомой ж/д станции.
Пришел, установил новенькую палатку и наслаждался одиночеством полтора суток. К концу своего уединения, сидя на берегу и наблюдая за узором создававшимся от течения, я понял, что причина его внутри ! - и это было удивительно – потому что в этот момент мое восприятие стало не поверхностным, но глубоким.
Это было не наблюдение, но переживание. Это была какая-то жизненно важная для меня метафора, которая касалась не законов физики, но законов мироздания, и в конце концов, моих жизненных ситуаций и пр.
Тогда мне стал понятен смысл уединения мастеров и как можно через наблюдения жизни природы приходить к глубинным пониманиям своей жизни, изобретать новые стили боевых искусств и философские школы.
Еще я понял, что ценные моменты, инсайты, жизненно важные выводы – это не просто удачные ментальные конструкции – это переживания. Это соприкосновение с более глубинными слоями существования. Это углубления понимания жизни.
Вообще, прозрения, зачастую, банально просты. Прозрениями их делает не абсолютная информативная новизна, но глубина постижения.
Так же с действиями тела человека. Движения его – есть лишь следствия того, что происходит внутри него. В Тай Цзи этой способности – воспринимать причину действия уделяется много значения.
Тай Цзи учит проницательности.

Тай Цзи. Форма и содержание. Или о том, как одна моя ученица учила "13 форм".

Тай Цзи, любовь, тело.
Заниматься Тай Цзи - это значит, полюбить состояние тонкого сосредоточения на своем теле, полюбить в этом состоянии двигаться. Полюбить состояние прислушивания к всё более тонким сигналам своего тела.

А это, в свою очередь, возможно, если вы любите свое тело. Потому что прислушиваться, быть в тонком контакте с тем, что вы не любите – очень трудно!

Одна моя ученица очень хотела выучить «13 форм» Тай Цзи как можно быстрее. Я всё время ориентировал ее больше на работу по выстраиванию своего тела. Но ей во что бы то не стало хотелось именно выучить «13 форм»! Когда я спросил для чего ей это, она ответила, что через месяц она поедет на море и ей хочется по утрам выходить на пляж и на фоне восходящего Солнца делать именно эти красивые движения!

В ответ я говорил, что сами по себе движения Тай Цзи имеют мало ценности, если их не наполнять принципами. Суть – всегда в содержании бутылки, а не в форме сосуда! Но она не слушала, ей очень хотелось! Что ж, это была какая-никакая цель и я согласился. К моменту отъезда моя ученица знала все движения из «13 форм».

По приезду я поинтересовался - тренировалась ли она на восходе и сколько раз. Оказалось, что один или два раза у нее получилось. От чего так мало?

Именно от того, что она знала движения, но она не могла их делать так, чтоб телу и в теле было приятно! Нет контакта со своим телом – не будет приятных и обогащающих занятий!

Прикладной Тай Цзи. Удар как импульсная волна. О секрете "удара без расстояния".

Для меня Тай Цзи – это не столько свод приемов, сколько принципы. Принципы, позволяющие определенным образом структурировать тело, движения, передвижения и взаимодействие с партнером.
Тай Цзи, имеющее даосские корни, учит следованию событийному потоку, так, чтоб оставаться в гармонии, даже в самых трудных ситуациях.
Поэтому Тай Цзи Цуань – это практика, в своей глубине выходящая далеко за пределы боевого искусства.

Безымянный.png
Но сейчас мне хотелось бы раскрыть определенные стороны Тай Цзи именно, как прикладной системы.
В наше время, большинство школ практикую Тай Цзи, как гармонизирующую и успокаивающую практику. И этого вполне достаточно, чтоб быть популярным занятием.
Однако, мне (пришедшему в Тай Цзи из силового карате) всегда было интересно замечать, как в этом искусстве проявляется боевой аспект.

Одним из таких моментов – аспект выпуска усилия.
Под усилием понимается проявленная энергия в виде удара или толчка.


Так вот, это усилие можно рассмотреть в виде волны.


Один из плюсов данного понимания является возможность наносить удары с близкого расстояния. Данные удары достаточно сильны для того, чтобы отправить человека в нокаут.

Секрет силы таких ударов - в развитии способности волнообразно включить максимальное количество мускул в минимальный временной промежуток.

если эта спосбность приобретена, то не требуется больше «разгонять» руку для увеличения пробивной силы. Достаточно каким-либо образом «доставить» руку к поверхности тела оппонента, а далее остается только выпустить волну.

Посмотрите ролик.

[VIDEO WIDTH=400 HEIGHT=300]https://youtu.be/3jDTWrPYtlw[/VIDEO]

Есть еще одна особенность, которую можно заметить в приведенном ниже ролике.


Обычно, ударная волна идет снизу вверх. Это позволяет сделать сильное движение за счет включения в удар максимального количества мускул. Это обычно, но не всегда.


В приведенном ролике есть примеры выпуска усилия, когда ударная волна идет сверху вниз.

Это может показаться странным и даже удивительным: волна идет от ладони назад (!) но в целом сама ладонь и всё тело начинают двигаться вперед.


На самом деле, не важно откуда ты запускаешь волну, – важно, чтоб она выстроила тело в определенную твердую структуру и тогда в конце прохождения этой волны мы имеем «копье» упирающееся в землю и толкающее вперед.


Однако, у данного вида удара есть одно преимущество – он незаметен для партнера. Кулак (или ладонь) начинают двигаться раньше, чем туловище. Такой удар сложнее отследить, чем тот, который начинается снизу от ног.


В прикладных видах единоборств задача научиться бить незаметно для напарника-противника – одна из основных. Не будет никакого толка в сильно ударе, если он будет предсказуем. Тогда часто делают несколько тактических не заряженных ударов, целью которых является либо вывод противника из состояния адекватного восприятия ситуации, либо из сильного и удобного положения тела. И уже после этого наносят акцентированный удар.


При должной отработке данного удара, у бойца появляется в арсенале способ наносить сильные и незаметные удары с минимального расстояния.

Конечно, данная способность не является козырным тузом, бьющим все карты. Так как основная задача – доставить кулак к поверхности тела оппонента, должна быть еще решена каким-то образом, а это не просто.

Но она (эта способность), безусловно, может сослужить хорошую службу во многих ситуациях.

Для этого, конечно, нужна специфическая проработка тела. Тело должно быть лишено даже небольших напряжений. Каждое напряжение – делает участок тела как бы «омертвелым», неподвижным и неспособным провести волну.

Так вот, на тренировках по Тай Цзи мы, с помощью специальных комплексов упражнений и постоянной концентрации внимания на расслаблении, как бы, чистим наше тело от тех напряжений, которые благополучно существуют в нем и нами не осознаются.

Сустав за суставом, сантиметр за сантиметром, мы приобретаем способность быть текучим, делаем наше тело способным проводить волны.

Тело приобретает способность быть быстрым, легким и мощным одновременно.

Боевая система, спортивное единоборство и боевое искусство.

IMG_8358aa.jpg
Боевое искусство, как и любое другое,
призвано приводить
к возвышенному состоянию Духа.
Есть разница между боевой или спортивной системами и боевым искусством.

Цель боевой системы: выполнение определенных задач в режиме реального боя. Например: выживание, защита жизни заложника или, наоборот, ликвидация противника.


Цель любого спортивного единоборства - победа на соревнованиях.

Задачи этих систем, в любом случае, имеют внешнюю направленность - должен быть достигнут определенный результат в физической реальности.

Цель же боевого искусства, как и любого другого,- в возвышении человеческого Духа.
Если вы занимаетесь прикладной системой, то после тренировки, вы должны чувствовать, что вы сделали продвижение в сторону своей эффективности.

Когда же вы занимаетесь боевым искусством, после тренировки, вы ощущаете продвижение в сторону развития своей утонченности, понимания жизни, способности посмотреть на житейские невзгоды более философски, более конструктивно. Всё это относится к внутренним феноменам человеческого бытия - к сфере саморазвития.

Эти вещи хорошо понимать, когда вы выбираете на что тратить свое время.

Диалог, спор, спарринг, взаимодействие и похоть самоутверждения.

Продолжаю читать «Введение в самопознание» Шевцова А.А. Там автор описывает воззрения петербургского философа Р. Светлова о диалоге и споре:

«...диалог – вглядывание в себя через посредство другого. (…)
Диалог – поиск истины при помощи разума собеседника, который проходит тот же поиск при помощи твоего разума. (…)
Диалог – не спор. (…)
…в споре рождается истина. Позволим себе не согласиться с этим. Там истины нет, там (…) похоть самоутверждения. Диалог же - вещь священная, и подходить к нему следует, избавившись от оков самолюбия»
(Светлов, Сократ, с. 12)

Диалог - вещь священная...
Всё что здесь написано про спор и диалог можно напрямую переложить на то, что происходит на тренировках (по Тай Цзи) во время взаимодействия. Попробуйте вместо слова «диалог» читать: взаимодействие, чи сао, де люй, туй шоу или любую другую парную практику – всё будет правильно.Любое взаимодействие может быть по сути либо спором, либо диалогом.
Итак, взаимодействия на тренировке должны быть именно диалогом двух людей, имеющих общую цель – исследование, поиск истины.

Если во время парной практики присутствует желание победить, - это уже спор, это уже похоть самоутверждения. Это то, что разрушает гармонию. В споре гармония гибнет.
Не скрою, что вслед за автором Шевцовым, нахожу словосочетание "похоть самоутверждения" очень сочным и точным в описании того, что присутствует в споре. А ты не находишь?

Мой весенний ритрит. 21. 03.2011.

Признаться, несколько дней назад подумывал о том, чтоб немного уменьшить свою программу, так как не получается работе уделять столько внимания, сколько хотелось бы.

Дал себе время немного поразмыслить. Вот мои выводы: все медитации и тренировку оставляю. По чтению делаю поправку: если не сочту благоприятным почитать в этот день, то оставляю обозначенное время на будущий день (как долг).

Теперь про практики.
Тон-цигун: понял, что сейчас делаю его с небольшим эффектом спрессовывания. Сейчас этот аспект усиливаю.

Обратил свое внимание на образ "расплавления" своего тела. Это для меня несколько иной образ, чем "растворение".

При растворении я начинаю чувствовать просто более тонкие составы тела.А при расплавлении ощущение более плотное. Как будто само физическое тело готово течь.

Тай Цзи.
Сразу же попробовал делать движения тай цзи с такой настройкой - ощущение плотности увеличилось - а это хороший феномен. С такой же настройкой делаю энергетические практики (промывание, доски на воде и т.п.)
Советую попробовать.

О чтении. Книга читается быстрее и это радует.

Тихое сидение. сегодня непосредственно в тихом сидении сидел из 20 минут 5 - не более. Мыслей было много.
В субботу задавал свои вопросы про медитацию Учителю Виссариону. Из-за этого и запустился активный мыслительный процесс про...
Про много чего! :D