Войти

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Блоги, размышления, поиск, развитие, самосовершенствование.

Заметки начинающего ученика
Интересные наблюдения, философские размышления , практические исследования,связанные с практиками саморазвития.

  • Архив

    «   Август 2022   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31        

Великое Непонимание Тай-Цзы

Я решил написать эти заметки скорее для себя, чем для других адептов тай-цзи. Поэтому, сия рукопись не претендует ни коим образом на “истинное” знание, а лишь отражает мое понимание тай-цзи, которое сформировалось за многие годы занятий этим уникальным видом искусства. Я сам являюсь учеником начального уровня, но благодаря моему учителю, я начинаю понимать принципы на которых строится тай-цзы. Про это понимание, а вернее великое его непонимание, я и хочу рассказать…

Один из парадоксов любого обучения кроется в том, что изучая какое-либо дело мы вначале не способны оценить собственные успехи и промахи - для этого необходимо обладать некоторой долей мастерства. Если вам посчастливилось иметь учителя, который не только может показать как делать правильно, но и понимает почему он это делает, а значит может указать на ваши ошибки, то вам выпала огромная удача - не провороньте ее.

Я занимаюсь тай-цзи примерно с 1992 года, но только сейчас я понимаю, что более 15 лет я потратил практически впустую. У меня было много разных учителей, начиная от “совсем не в теме” и заканчивая замечательными людьми с высочайшим уровнем тай-цзы (дорогой А., я причисляю тебя к последним ;)). Однако, всех их объединяет одна черта - они не могли ответить на вопросы “в чем моя ошибка” и “что мне надо изменить, чтобы стало правильно”. На мой взгляд - это огромная проблема современных школ (как в западном мире, так и в Китае). Слишком мало людей понимают принципы тай-цзи и как эти принципы воплощаются в движение. И зачастую, это непонимание скрывается под завесой трансцедентальности и непонятных слов вроде: “расслабляем дань-тянь и испускаем Энергию”. Знакомо? :). Если на ваш вопрос “почему так, а не иначе?” учитель отвечает “так надо” или “так меня учили”, значит вы вряд ли сможете многому научиться у этого человека. В противоположность этому, ответ “я не знаю” будет означать, что ваш учитель пытается анализировать и скорее всего найдет ответ в будущем.

В отличие от “внешних” видов единоборств, тай-цзи является стилем “внутренним”. Здесь кроется первая причина непонимания. Слово “внутренний” имеет не переносный смысл, а абсолютно прямой. Основа любого движения в тай-цзи - это сокращение и расслабление внутренних мышц тела, например, мышцы опускающие лопатки или разворачивающие суставы бедра. Движения этих мышц малозаметны, особенно нетренированному глазу. Кроме того, практически невозможно описать, что именно происходит с этими мышцами - можно только увидеть результат - опустились лопатки и это привело к толкающему движению руки. Именно поэтому, невозможно изучать тай-цзы с помощью книги, фильма или неправильно учителя.

Сложность конкретного описания движения, иногда можно компенсировать иносказанием “представьте, что вы - воронка которая всасывает давление партнера в землю” или “расслабляем замлю под нагруженной ногой на полметра вглубь”. Поскольку в Китае всегда процветало иносказание, возможно это вызвало подмену реального описания на “энергетическое”, которое мы слишком часто слышим и сегодня.

Другое распространенное заблуждение вызванное непониманием - это разнообразие стилей, форм и упражнений. Известная история про мастера Хуанга (Huang Sheng-Shyan, 1910 – 1992, ученик Чен Ман-Чина) гласит, что после долгих лет практики, мастер придумал пять “расслабляющих” упражнений* (Loosening Exercises), которые по его мнению включают все тай-цзи, так же как и единственная практикуемая им 37я форма. Под конец своей жизни он придумал еще одно упражнение, “открытие и закрытие”(Opening and Closing), которое практически идентично упражнению №2, но не имеет движения рук. На вопрос ученика, почему он не включит это упражнение под номером 6, мастер ответил, что это упражнение включает все необходимые качества пяти “расслабляющих” упражнений, а значит, и все тай-цзи. Мораль этой истории заключается в том, что не важно сколько движений, форм или видов оружия освоил ученик - все принципы тай-цзи настолько просты, что могут уместиться в одном упражнении (хотя на освоение этих “простых” принципов уходят десятки лет). И если ученик смог постичь и научиться применять эти принципы, то изучение новых движений бессмысленно, это не даст ничего нового. Отсюда напрашивается вывод, что, многие школы практикующие многообразие форм и видов оружия, скорее всего практикуют не тай-цзы, а что-то совсем другое**.

Непонимание принципов иногда приводит к забавным случаям. В одной московской школе много лет назад мы каждое занятие подолгу стояли “в столбе”. Это было скучно, но нам говорили, что “так надо”. Когда я рассказал это своему нынешнему учителю, он от души рассмеялся. “Скорее всего, какой-то новичек подсмотрел как ученики мастера Хуанга делают упражнение “открытие и закрытие”. Однако, он не смогли увидеть суть упражнения, поскольку она состоит в движении и расслаблении внутренних мышц невидимых под широкой одеждой адептов того времени. Он скопировал лишь внешний вид и получил бессмысленное упражнение которое, якобы, практиковал мастер”.



* Непонимание смысла “расслабляющих” упражнений - это тема для отдельной статьи :)
** Ни в коем случае я не оспариваю значимость и интересность направлений таких школ. Однако, я считаю, что эти виды искусства имеют мало общего с изначальным Тай-цзи, созданным великими мастерами прошлого и практикуемым мастерами настоящего.